Огненная саламандра: где обитает, как выглядит, виды

image

Веками о саламандре слагали легенды: ее считали способной выносить жар пламени и гасить его холодом своего тела. Веками ученые пытались ответить на вопрос, откуда взялись эти представления и насколько они соответствуют истине.

В первом вере н.э. Плиний Старший бросил саламандру в огонь чтобы выяснить, спасется ли она, погасив его, как утверждал Аристотель. Саламандра не пережила эксперимента. Но легенда об огнеупорной амфибии, имя которой, по одной из версий, в переводе с персидского означает «внутренний огонь», продолжала существовать еще полторы тысячи лет — из Древнего Рима она перекочевала в Средние века, а в эпоху Возрождения алхимики вдохнули в нее новую жизнь. Некоторые даже полагали, что саламандра рождается в огне, а из ее кожи можно изготовлять несгорающие доспехи.

Своей живучестью легенда о саламандре в немалой мере обязана тому самому Плинию — великий натуралист древности не только опроверг представления о волшебных свойствах саламандры, но и подробно рассказал о них. В своей «Естественной истории», которая веками была главной мировой энциклопедией, Плиний так описал саламандру: «Она столь холодна, что гасит огонь, подобно льду. Она изрыгает млечную слюну, одного прикосновения к которой человеку достаточно, чтобы у него выпали все волосы, при этом место прикосновения меняет цвет и покрывается лишаями».

Примерно 500 лет спустя Исидор Севильский писал, что в отличие от прочих ядовитых созданий, приканчивающих своих жертв поодиночке, саламандра убивает «очень многих сразу; ибо она взлезает на деревья и заражает каждый плод, умерщвляя всех, отведавших его; упавшая в колодец саламандра заражает свои ядом воду, и все испившие ее умирают». Не забыл он упомянуть и невосприимчивость саламандры к огню.

Таким образом, у саламандры сложилась репутация существа, обладающего волшебной способностью не только выживать, но и убивать. Например, один английский автор XIII века рассказал о саламандре, уничтожившей войско Александра Великого, проплыв по реке, откуда пили воины. Так к жертвам саламандры добавились 4000 солдат и 2000 лошадей.

Возможно, одной из причин возникновения легенды стал облик европейской саламандры, ее сияющая черно-желтая кожа, пишет в своей книге «Священные чудища» современный биолог Натан Сливкин (Nosson Slifkin). Яркая, контрастная окраска животного предупреждает о том, что оно ядовито — действительно, для отпугивания хищников саламанда выделяет нейротоксин. А если она не желает ждать, когда на нее нападут, может плюнуть им в приближающегося врага. И хотя у человека этот токсин может вызвать раздражение кожи, он вряд ли способен отравить четырехтысячное войско. Вполне научные наблюдения о ядовитости саламандры, вероятно, были раздуты до размеров зловещего мифа.

Еще одим необыкновенным свойством наделил саламандру Леонардо да Винчи. Он считал, что у нее «нет органов пищеварения, и питается она лишь огнем, в котором постоянно обновляется ее чешуя». Впоследствии эти кулинарные предпочтения саламандры подтвердил алхимик Парацельс, возведя ее в ранг одного из четырех «элементалей», соответствующих четырем стихиям — земле, огню, воздуху и воде. Саламандра, разумеется, была огненным элементалем.

Несколько раньше, в Средневековье, легенда о саламандре, не боящейся огня, обогатилась новыми подробностями. Асбест — тонковолокнистый минерал из класса силикатов, обладающий крайне высокой огнестойкостью — может представлять серьезную угрозу для человека, поскольку асбестовая пыль накапливается в легких и вызывает рак. Наши предки не знали этого и вплетали асбест в королевские одеяния, а Плиний писал, что из него ткали особые пелены, благодаря которым тело на погребальном костре превращалось в чистый пепел, без примеси обугленных волокон.

По мнению Марко Поло, «на самом деле саламандра не зверь, как полагают в наших краях, а вещество, которое находят в земле». Он рассказал о приключениях одного турка в Китае, где он выкопал «саламандру» — т.е. асбест — и наделал из нее салфеток. «Поначалу этим салфеткам недоставало белизны, но если поместить их на некоторое время в огонь, они выйдут оттуда белоснежными. И всякий раз, когда нужно их отбелить, салфетки кладут в огонь».

Английский медик и эрудит XVII века Томас Браун отмечал, что асбест в старину называли «мехом саламандры». Однако метафорически этот термин употребляли далеко не все, и в средневековых бестиариях мы находим изображения покрытых мехом саламандр.

Не отрицая полностью чудесные способности саламандры и не ставя целью уничтожить репутацию своих ученых предшественников, Браун пытался объяснить ее огнеупорность тем, что кожа животного покрыта слизью, которая действительно может — пусть ненадолго — предохранить ее от сгорания.

Мы выяснили, откуда пошла молва о ядовитости саламандры, и настало время узнать, почему люди считали, что она не боится огня. Саламандру действительно могли видеть выползающей из костра: это земноводное нередко ищет укрытия среди гниющих кусков дерева, которые не только защищают его от хищников, но и предохраняют от обезвоживания.

Огненная саламандра пала жертвой науки, но и сегодня живет в массовой культуре. Чаще всего ее можно увидеть на логотипах. Например, на эмблеме Международной ассоциации производителей тепло- и холодоизоляции саламандра невозмутимо восседает на языках пламени — напоминанием о тех временах, когда члены ассоциации пользовались асбестом, запрещенным в США в 1970-х годах.

Источник: Wired 8052 Рейтинг статьи

Символ саламандра начал широко использоваться в средневековой Европе, хотя ведет свои корни еще со времен античности. На самом деле это реальное животное из семейства земноводных. По внешнему виду оно напоминает ящерицу, распространено в Южной Европе, на Ближнем Востоке, в Северной Африке и Малой Азии. Столетиями люди наделяли его магическими свойствами, слагали легенды, использовали для врачевания, как тотем или личный амулет.

Содержание

Символ Саламандра

История символа

Первые сведения о саламандре, как о мистическом существе, находят в работах Плиния и Аристотеля. Их описывали, как животных, способных тушить огонь. Хотя Плиний довольно скептически отзывается об этих свойствах саламандр. Он считает, что сверхъестественные способности животных – это лишь легенда, созданная колдунами. Возможно, она возникла из-за способности кожи саламандр выделять в случае опасности молочно-белый ядовитый сок. Кроме того, тело земноводного холодное, что также могла послужить подпиткой для древнего мифа.

Аристотелем описано не только мифическое существо саламандра. Он рассказал о летающих зверьках, которые жили в огне. Вылетая из него, они тут же погибали. Уже в трудах святого Августина эти два мифа смешиваются, саламандра представляется, как существо, порожденное огнем. В таком представлении этот символ вошел в средневековье. Недаром саламандру изображали в кольце огня. Идею подхватили алхимики, которые выводили все сущее на земле от четырех стихий – Земли, Воды, Воздуха и Огня. Поскольку в трех стихиях обитали живые существа, они хотели найти их и в четвертой, в огне.

В эпоху Возрождения шли споры, является ли саламандра животным. По мнению Парацельса – это всего лишь камень, Марко Поло считал саламандру субстанцией, а Леонардо да Винчи верил, что она питается огнем. Арабские врачи использовали яд, кожу и части тела саламандр для лечения гнойных ран, лишая и других болезней кожи. Они придерживались мнения, как и античные ученые, что саламандра не живет в огне, а тушит его своим телом. Обозначение свойств этого существа можно найти в работах Авиценны и других мусульманских ученых того времени.

Значение символа

Что саламандра символизировала в разные эпохи? Наиболее часто ее использовали христиане в средневековье и алхимики. Для христиан она была знаком сопротивления греху, сжигающим страстям. Она стала в их глазах подтверждением старозаветной легенды о трех отроках, которые не сгорели в печи. Также огненная саламандра стала символом целомудрия мужчин и женщин, так как считалась бесполой. В более поздние времена знак слишком часто начали использовать черные маги и колдуны, после чего церковь стала относиться к нему настороженно.

Алхимия трактовала саламандру, как символ очищающей силы огня и серы. Изображение саламандры можно увидеть на многих гербах средневековой знати и королевских домов. Мифическое существо считалась символом мужества и храбрости, которые не может уничтожить огонь тяжелых испытаний. Позже она приобрела значение покровительства добру и борьбы со злом. Народная молва приписывала саламандре положительные свойства. Считалось, что Бог назначил ее охранять огненную стихию в этом мире.

Кому подходит амулет

Огненная стихия саламандры наделяет амулет с ее изображением особой силой. Лучше всего она проявляется, когда талисман носит Стрелец. Неплохое влияние символ оказывает на знаки земли. Девы, Тельцы и Козероги усилят свою энергетику, если будут носить кулон, браслет на руке или перстень с этим древним существом. Бескрылый дракон пригодиться людям мужественным, обладающим властью. Он защитит их от козней завистников, искушений, придаст силы в борьбе за лидерство.

Эмблема с рисунком саламандры, как символ борьбы со стихией, часто используется пожарниками и спасателями. И это не только дань легенде или истории. Древний символ способен защитить человека от огня. Пускай давно доказано, что эти животные не способны тушить пожары. Но никто не отменял скрытую энергию знаков, их потустороннюю силу. Так что эмблема или подвеска – это дополнительный оберег для укротителей огненной стихии.

Талисман саламандра лучше сделать из благородного материала. Больше всего ему подходит золото. Правильно заряженная подвеска или брошь способна:

  • Придавать силы, когда человек испытывает в этом нужду.
  • Разжигать в душе пламя, если оно угасает.
  • Беречь своего обладателя от негативных влияний.
  • Отвратить сглаз и порчу.
  • Помочь в преодолении жизненных трудностей.

Чтобы талисман смог действовать, его надо постоянно подзаряжать, совершаю обряды и ритуалы. Иначе он обратиться в обычное украшение. Лучше всего, если они будут связаны с огнем. Например, можно положить амулет в кольцо зажженных свечей и произнести над ним молитву. Человеку, который не уверен в своих силах, стоит обращаться к экстрасенсам, чтобы те подпитали символ энергией.

Татуировки

Саламандру нередко рисуют на теле, хоть и выглядит она несколько устрашающе. Эскизы и фото с ее изображением можно найти почти в каждом салоне. Значение татуировки саламандра трактуют по-разному. Но в общих чертах его можно описать так же, как и значение амулета. Подойдет изображение как для девушек, так и для парней. Ведь это существо считается бесполым. Что же означает татуировка? Она символизирует:

  • Бессмертие.
  • Спокойствие и безмятежность.
  • Уверенность в себе.
  • Стойкость и храбрость.
  • Непоколебимость.
  • Мужество и отвагу.
  • Безразличие.

САЛАМАНДРА ~ ОРИГИНАЛЬНОЕ КОЛЬЦО ЯЩЕРКА МАГИЧЕСКИЙ СИМВОЛ ОГНЯ И ФИЛОСОФСКОГО КАМНЯ 1180 Значение ящерицы (Moko) | Полинезийская татуировка

Обладатель тату должен быть сильным человеком. Иначе она не окажет положительного влияния. Слабым людям постоянная подпитка может повредить. Запас энергии у них маленький, огненная саламандра может его попросту сжечь. В таких случаях лучше носить обычный талисман, который можно время от времени снимать. Нельзя недооценивать тату саламандра и значение его. Ведь знак наносится на тело на всю жизнь. А значит будет действовать на своего владельца постоянно.

Лента новостей

 » 

Тайны религий

  Просмотров: 2581  Комментариев: 0   —>

Лишь единицы из самых сильных магов могли увидеть огненного элементаля и выжить после встречи с ним. Эти существа обладают несоизмеримой силой, контролируя огонь во вселенной и внутри нашей планеты.

2020-09-21 в 09:54 image

На протяжении веков многие культуры рассказывали о четырех основных элементалях (духах) природы: земля, вода, воздух и огонь.

Деятельностью этих духов люди пытались объяснить все природные явления, в том числе самые странные. И самым впечатляющим из них был, конечно же, огненный дух.

Самым известным из них является огненная Саламандра.  О них веками рассказывались сказки и легенды, иногда даже указывалось, что именно огненные саламандры обучили человечество пользоваться огнем. Такие явления как шаровые молнии или Огни Святого Эльма тоже считались проявлением деятельности огненной саламандры.

Внешность саламандр, несмотря на земноводное название, часто описывалась как гуманоидная, с человеческим пламенным лицом, горящими раскосыми глазами и мерцающими телами, представляющими собой пульсирующие сгустки огня. Их форма постоянно находится в движении, постоянно перемешивается и взбалтывается.

Огненные саламандры долгое время считались самыми сильными и свирепыми из элементалей, связывались с южным направлением и на Ближнем Востоке ассоциировались с джиннами.

В книге «Тайные учения всех веков» за авторством Мэнли П. Холла так описываются огненные элементали:

«Средневековые исследователи духов природы придерживались мнения, что самая распространенная форма огненной саламандры похожа на ящерицу около 30 см в длину, которая светиться огнем и ползает среди пламени. Но другая группа описывалась как огромные человекоподобные пылающие гиганты в развевающихся одеждах, защищенные листами огненной брони

Некоторые средневековые авторитеты, в том числе аббат де Виллар, считали, что Заратустра (Зороастр) был сыном Весты (жены Ноя) и великого саламандры Оромасиса. Поэтому с тех пор на персидских жертвенниках поддерживается неугасающий огонь в честь пылающего отца Заратустры.

Одним из наиболее важных видов саламандр были Актничи (Acthnici), которые выглядели как огненные шары с размытыми нечеткими краями. В ночное время они парят над водой и изредка появляются в виде огненных россыпей на мачтах кораблей (огни святого Эльма).

Саламандры были самыми сильными и могущественными из элементалей, их правителем был ужасный и внушающий страх своим внешним видом дух по имени Джин. Все саламандры были очень опасны и мудрецы предупреждали держаться от них подальше, так как польза, которую принесет людям общение с ними, несоизмерима с заплаченной за это ценой.

Поскольку древние связывали тепло огня с Югом, считалось, что саламандры обитают на Юге. Также считается, что саламандры оказывают свое влияние на всех живых существ бурного темперамента, воздействуя на эмоциональную природу посредством тепла тела, печени и кровотока».

Хотя эти таинственные огненные элементали по своей природе были чисто разрушительными, они также рассматривались как связанные с возрождением, обновлением и восстановлением. Английский провидец и философ Джеффри Ходсон, умерший в 1983 году, рассказывал о них так:

«Золотисто-желтым цветом и пламенем они напоминают гигантских людей, созданных из огня, в руках у каждого по копью, а на головах золотой венец из живого пламени. Пламя вырывается из них со всех сторон, каждое изменение сознания испускает язык пламени, каждый жест бросает поток огня.

Они образуют величественное тело солнечных огненных ангелов, каждый из которых находится на своем месте, где лепестковидные языки пламени устремляются вперед, окружая солнце. Через них проходит сила, которая попутно трансформируется, чтобы ее обнаженная энергия не разрушила систему, которую она регенерирует и трансформирует.

Они защищают солнечную систему, чтобы огненная сила не ослепляла глаза тех, для кого она является источником света, не сжигала тех, для кого она является источником тепла, и не разрушала тех, для кого она является источником энергии.

Цель универсального огня — возродить и преобразовать, обеспечить непрерывность роста посредством изменений и гарантировать, что никакая часть или части вселенной не станут статичными и инертными».

Каким бы ужасными и свирепыми ни были огненные саламандры, на протяжении веков было много людей, которые пытались призвать этих элементалей с разными результатами. 

Одним из них был сам Ходсон, который рассказывал, что однажды встретился с огненным элементалем в своем видении и отправился с ним в путешествие по царству духов:

«Мне казалось, что я стою с ним, погруженный в море огня, которое было однородным и всепроникающим, но полупрозрачным. Хотя расстояния и размеры этого огненного мира были настолько колоссальны, что физически недостижимы, тем ни менее на этом уровне они были вполне доступны мне. Я стоял погруженный в водопад пламени…

По руководством огненного ангела я перемещался в этом огненном мире, но какое бы большое расстояние мы не преодолевали, я видел его все в том же аспекте. Это будет понятно тем, кто знаком с идеей четвертого измерения.

Появление солнечных Владык Огня было великолепным и внушающим благоговение, их рост был гигантским, хотя они и не приблизились к размеру самых основных огненных лепестков. Их формы были определенно человеческими, хотя каждая клетка в их телах напоминала ревущую печь, а пламя непрерывно прыгало и играло вокруг них. Я не мог видеть их лица и их глаза были скрыты от моего взгляда, но я получил впечатление красоты столь же сильной, как и впечатление силы».

Еще один рассказ о контакте с огненным элементалем был описан оккультистом Уильямом Мистеле, который предположительно установил психический контакт с магом-атлантом по имени Хеандра, который призвал великого духа огня по имени Пирум:

«Почти без усилий Пирум переключался между своим миром и миром Хеандры. Голос Хеандры и сознанное им энергетическое поле открыли ему врата. Пируму нужно было лишь шагнуть в пространство пылающего красного света, чтобы увидеть Хеандру лицом в лицу.

Хеандра увидел перед собой существо, внешне похожее на человека, но воздух вокруг него был размытым, как будто тепло искажало образ его тела или как будто аура пульсировала внутри его собственного внутреннего света.

Глаза Пирума были подобны дверным проемам, через которые можно было видеть огонь, горящий внутри земли. И голос Пирума, когда он заговорил, был скрипучим и нетерпеливым, как голос полководца, который только что захватил города, которые он осаждал в течении месяцев. В его голосе был резонанс, что-то совершенно подземное, глубинное, как глубокий тусклый рокот земной каменной платформы, когда она раскалывается и трется о край континента».

Для любого колдуна или мага вызов огненного элементаля требовал наличия очень чистой душевной чистоты и сильного и глубокого владения магией. Только при таких условиях можно было надеяться не только контролировать дух, но и пережить его появление. Пирум рассказал Мистеле следующее:

«Менее горстки смертных когда-либо приходили рядом со мной и выживали. И только один или двое были готовы как вы войти в область, где я царствую, без необходимости скрывать свой страх и трепет. 

Я наблюдаю за всем огнем на Земле и меня мало волнует ваша раса. Я не высокомерны, я просто не уважаю людей, потому что они не стремились открыть силу, скрытую в их сердцах. Они думают, что сила является внешней по отношению к их «Я» и что она заключается в способности связывать материю или подчинять себе других живых существ.

Те, кто пребывают в моих владения, очарованы верой — они хотят чего-то бесплатно, не предлагая ничего взамен. Они пытаются очаровать меня, произносят устрашающие и ужасные имена богов, богинь и диких животных из различных религий. Какая чепуха! 

Неужели они думают, что могут изводить меня, когда я могу приказать морю магмы пройти вверх на две тысячи миль, пока она не пробьет поверхность мира и не образует горы, высотой в 3 мили? Эти маги не могут даже приказать своему телу перекачивать кровь в ту часть сердечной мышцы, которая задыхается от закупорки артерий.

Ожидают ли они, что я встану на колени и подчинюсь их команде? Они тщетно воображают, что они едины с Богом, когда они бормочут и повышают голос до крика. Они думают, что произнеся слова Бога или Его имя, их голос превращается в Его голос».

Существовали ли такие сущности когда либо на самом деле и потому остались в легендах? Это, безусловно, очень интересный взгляд на мир паранормального и духовного, который очень редко затрагивается и считается исторической странностью. 

Новое в Блогах

Мониторинг будущего в пространстве Козырева

Запуск климатического…/ Принудительная эвакуация (Видео)

Зачем шаману бубен? Часть Третья. Болезнь роста

Почему радуга это ворота в Рай

Новое на Форуме

Они готовят заговор

(4)

Интервью с пришельцами.

(2711)

Ну что? Движемся к «прекрасному далёко»?

(0)

Реальное видео нло или как нас дурят Уфологи!

(1)

Тайна на картинах Томаса Коула

(64)—>

Это одно из самых загадочных существ Древнего мира и Средневековья. Огненную саламандру представляли в виде маленького дракона, живущего в огне и воплощающего его дух. Упоминается в «Естественной истории» Плиния Старшего, который говорит, что саламандра сама по себе так холодна, что может погасить любое пламя, едва к нему прикоснувшись.

«Самое жуткое из всех животных — это саламандра, — пишет Плиний. — Другие кусают, по крайней мере, отдельных людей и не убивают многих сразу, а саламандра может погубить целый народ так, что никто и не заметит, откуда пришло несчастье.

Если саламандра залезет на дерево, все фрукты на нем становятся ядовитыми. Если дотронется до стола, на котором пекут хлеб, то он становится ядовитым… Погрузившись в поток, она отравляет воду… Если она дотронется до любой части тела, даже до кончика пальца, то все волосы на теле выпадают…»

В алхимии саламандра является духом стихии огня, подобно тому как существуют духи трех других стихий — земли, воды и воздуха.

Откуда пошло это предание об огненном существе? В древнееврейской легенде «Врата небес» есть такие строки: «Из огня рождается животное, называемое саламандрой, которое питается одним огнем; и огонь является ее материей, и она появится в сверкании печей, которые горят в течение семи лет». Образ пятнистой ящерки, связанной со стихией огня, перекочевал в средневековые трактаты по символизму, алхимии и нашел связь с религиозной символикой.

В «Физиологе», книге, написанной в III веке и являющейся сборником и своеобразной интерпретацией дохристианских трудов по зоологии, огненная саламандра соответствует трем праведным людям, не сгоревшим в печи огненной. Далее ее образ распространился по различным бестиариям и обрел популярность, а легенда укоренилась и прочно вошла во многие пророчества.

Обычная огненная или пятнистая саламандра это небольшое земноводное со средней длиной тела в 16-20 см

Начало огненному образу положила окраска животного. Его желтые и оранжевые пятна на шкуре древние ученые, в частности Плиний Старший и Альберт Великий, пытались связать со светом далеких звезд.

Считалось, что огненная саламандра как-то влияет на появление метеоров, комет и новых звезд, а они, соответственно, действуют на расположение цветных пятен на ее шкуре. Также упоминается связь с различными огненными явлениями, поскольку те же вытянутые пятнышки ученые ассоциировали с языками пламени.

Саламандра всегда вызывала суеверный ужас и страх, порождая множество мифов. В одних — она бессмертна, а ее шкурка способна лечить от всех болезней; в других — это маленький дракон, из которого через сотню лет вырастет огнедышащее чудовище.

В средневековой магии саламандра — дух, хранитель огня, его олицетворение. В христианстве — посланница ада, однако в трактатах XI века византийца Георгия Писидского она отождествляется с библейским символом благочестивого человека, «который не горит в пламени греха и ада».

В Средневековье в Европе распространилось убеждение, что саламандры живут в пламени, и потому в христианстве ее образ стал символом того, что живое тело может устоять в огне. Помимо этого, волшебная ящерка олицетворяет борьбу с плотскими утехами, целомудрие и веру. Богословы приводили птицу феникс как доказательство воскресения во плоти, а саламандру — как пример того, что живые тела могут существовать в огне.

В книге «Град Божий» святого Августина есть глава с названием «Могут ли тела существовать в огне», и начинается она так:

«К чему стал бы я приводить тут доказательства, ежели не для того, чтобы убедить недоверчивых, что тела человеческие, наделенные душой и жизнью, не только не распадаются и не разлагаются после смерти, но бытие их продолжается среди мук вечного огня?

Поскольку неверующим недостаточно того, что мы приписываем сие чудо всесилию Всемогущего, они требуют, чтобы мы это доказали каким-нибудь примером. И мы можем им ответить, что действительно существуют животные, создания тленные, ибо они смертны, которые тем не менее обитают в огне».

К образам саламандры и феникса прибегали и поэты, но только как к поэтическому преувеличению. Например, Ке-ведо в сонетах четвертой книги «Испанского Парнаса», где «воспеваются подвиги любви и красоты»:

В старинных книгах саламандре часто придавали волшебный облик. Она и так необычна, а в древних описаниях превосходит и этот образ. У нее тело молодой кошки, за спиной большие перепончатые крылья, как у некоторых драконов, хвост змеи, и только голова обыкновенной ящерицы.

Ее шкура покрыта небольшими чешуйками, волокнами, напоминающими асбест (часто этот минерал отождествляли с саламандрой), — это затвердевшие частицы древнего пламени.

Нередко саламандру можно встретить на склоне вулкана во время извержения. Она появляется и в пламени костра, если сама того пожелает. Считается, что без этого удивительного создания появление тепла на земле было бы невозможным, ведь без его повеления не может загореться даже самая обыкновенная спичка.

Согласно трактатам каббалистики, чтобы заполучить это диковинное создание, следует отыскать сосуд из прозрачного стекла, имеющий круглую форму. В центре колбы с помощью особым образом расположенных зеркал сфокусировать солнечные лучи. Через некоторое время там появится солнечная субстанция саламандры, ее истинная сущность, которая затем может быть использована в алхимии для получения философского камня.

В других источниках уточняется, что несгорающая саламандра всего лишь обеспечивала поддержание необходимой температуры в тигле, где происходило превращение свинца в золото.

Образ саламандры широко использовался в символике и геральдике. Так, на гербах четырехлапая ящерица, окруженная пламенем, символизировала стойкость и презрение к опасности. Например, в британских гербах она означает храбрость, мужество, стойкость, которым не может повредить огонь бедствий. Любопытно, что первые страховые компании выбрали своим символом саламандру, что обозначало сохранность от огня.

Путешествуя по французским замкам Шамбор, Блуа, Азей-ле-Ридо, Фонтенбло, можно встретить десятки изображений саламандры, поскольку именно ее избрал своим символом французский король Франциск I.

Саламандра в эмблеме короля Франциска I, замок Château d’Azay-le-Rideau

Саламандра в огне, сопровождаемая девизом короля «Я лелею и изгоняю», встречается на барельефах, украшает стены и мебель. Смысл этого девиза заключался в том, что мудрый и справедливый монарх сеет благо и добро, одновременно искореняя зло и невежество.

Вымысел и реальность часто очень тесно переплетаются, и саламандра — классический пример этого. Сейчас, конечно, они довольно хорошо изучены, но некоторый суеверный страх все равно остается. Возможно, еще и потому, что эти существа необычайно ядовиты, а главное — за ними тянется такой мистический след, которого редко удостаивался какой-либо другой вид земноводных.

ТолкованиеПеревод

Саламандра обыкновенная
Огненная саламандра
image
Научная классификация
Царство: Животные
Тип: Хордовые
Класс: Земноводные
Отряд: Хвостатые земноводные
Семейство: Настоящие саламандры (лат. Salamandridae)
Род: Саламандры (лат. Salamandra)
Вид: Огненная саламандра
Латинское название
Salamandra salamandra Linnaeus, 1758
Ареал
image

image

image

ITIS 668396
NCBI 57571

О́гненная салама́ндра или пятни́стая салама́ндра, обыкнове́нная салама́ндра (лат. Salamandra salamandra) — вид животных из рода саламандр (лат. Salamandra) отряда хвостатых земноводных. Один из самых известных видов саламандр на территории Европы и самый крупный представитель семейства Salamandridae. Огненные саламандры имеют заметную яркую чёрно-жёлтую окраску. Отличаются большой продолжительностью жизни. Вид впервые был описан в 1758 году шведским натуралистом Карлом Линнеем.

Распространение

Огненная саламандра обитает в лесах и холмистой местности большей части Восточной, Южной и Центральной Европы, а также в северной части Ближнего Востока.

Западная граница ареала захватывает территорию Португалии, восток и север Испании, а также Францию. Северная граница ареала доходит до севера Германии и южной части Польши. Восточная граница достигает территории украинских Карпат, Румынии, Болгарии и Ирана. Есть данные о небольшой популяции на востоке Турции.

Также ареал включает в себя территории Греции, Венгрии, Италии, Албании, Андорры, Австрии, Швейцарии, Бельгии, Боснии и Герциговины, Хорватии, Чехии, Люксембурга, Македонии, Сербии, Черногории. Вид не встречается на Британских островах.[1]

На территории Украины вид встречается в Закарпатской, Ивано-Франковской, Черновицкой и Львовской областях.[2]

Описание

image Огненная саламандра, редкая оранжевая окраска

Взрослые огненные саламандры достигают 23 см в длину, по некоторым данным до 30 см, средняя длина тела — 16-19 см, включая хвост. Длина хвоста составляет меньше половины от общей длины тела. Хвост в поперечном сечении круглой формы. Коренастое тело преимущественно окрашено в интенсивно чёрный цвет с жёлтыми или оранжевыми пятнами неправильной формы. Форма и расположение пятен разнообразны и изменчивы. Нередко пятна сливаются и образуют полосы. Яркая, контрастная окраска саламандры (также называемая апосематической, т.е. предупреждающей) служит для предупреждения врагов о том, что их добыча ядовита. Брюшко обычно чёрное или коричневое, окрашено однотонно, возможны более светлые пятна. Конечности короткие и сильные, без плавательных перепонок. На передних лапах по четыре пальца и по пять — на задних.

Голова саламандры массивная и округлая. Крупные выпуклые глаза полностью чёрного цвета, веки хорошо развиты. Отличить самку от самца можно по более крупным размерам тела, более коротким конечностям и менее выпуклой клоаке.[3]

На голове расположены околоушные железы — паротиды, имеющие альвеолярное строение. Железы вырабатывают яд, по своему виду представляющий собой вязкую жидкость молочного цвета со специфическим запахом миндаля или чеснока. Её основными составляющими являются стероидные алкалоиды самандарин, самандарон, циклонеосамандарон и другие. Всего в яде саламандры содержится 9 сходных по структуре алкалоидов.[4] Для млекопитающих яд токсичен (средняя летальная доза составляет 20-30 мг/кг для мышей). Яд действует как нейротоксин, вызывает паралич, аритмию и судороги. Также обладает антибактериальным и антигрибковым действием. Для саламандры яд служит защитой от хищников и инфекций. Для человека яд саламандры не представляет опасности, однако попадание яда на слизистые оболочки вызывает жжение.[5] При сильном стрессе саламандра способна распылять яд на небольшом расстоянии.[6]

Жизненный цикл

image Огненная саламандра, стадия личинки

Процесс размножения огненных саламандр изучен не до конца. К тому же известны существенные различия в циклах размножения у саламандр данного вида в зависимости от места обитания и его высотой над уровнем моря.[2]

Период размножения обычно начинается ранней весной. В это время у самца в районе клоаки становится заметнее выпуклая железа, производящая сперматофор.

Два подвида огненных саламандр — S. s. fastuosa и S. s. bernardezi — живородящие животные, самка не откладывает яйца, а производит на свет личинок. Остальные подвиды практикуют яйцеживорождение.

Представители вида достигают половой зрелости в возрасте 3 лет. Продолжительность жизни в естественной среде до 14 лет, некоторые экземпляры доживали до 50 лет в неволе.

Образ жизни

image Огненная саламандра в защитной позиции image Видео — саламандра в движении

Огненная саламандра предпочитает лиственные или смешанные леса, предгорные и горные местности, берега рек. В горной местности встречается на высоте до 2 км над уровнем моря. У огненных саламандр замечена достаточно сильная привязанность к определённому постоянному месту обитания.[2]

Ведёт преимущественно ночной и вечерний образ жизни. Плохо переносит высокие температуры. Избегает солнечных лучей, днём прячется под упавшими деревьями, камнями, в трухлявых пнях, заброшенных норах, во влажных укромных местах. Хотя её конечности не приспособлены к роющим действиям, иногда саламандра самостоятельно роет норы в мягком грунте.[2] В дождливые дни при высокой влажности воздуха (около 90 % и более) может проявлять обычную активность, за что жители украинских Карпат иногда называют её «дождевой ящерицей».[7]

Огненная саламандра — животное малоподвижное, передвигается по земле медленно, её тело при этом слегка изгибается, а хвост свободно волочится.[8] Питается различными насекомыми, гусеницами бабочек и двукрылых, пауками, слизнями, дождевыми червями, также может употреблять в пищу мелких тритонов и молодых лягушек. Свою добычу саламандра ловит резко бросившись вперёд всем телом, а затем пытается проглотить целиком.[8]

С октября-ноября обычно уходит на зимовку до марта. Зиму проводят спрятавшись под корнями деревьев, под толстым слоем опавших листьев, часто большими группами двадцати до нескольких сотен экземпляров.[2]

Естественными врагами в природе для саламандр являются змеи (обыкновенный и водяной уж), хищные рыбы, птицы и кабаны.

Подвиды

Подвид Salamandra salamandra gallaica

  • Огненная саламандра, номинативный подвид (Salamandra salamandra salamandra Linneaus, 1758)

Обитает на территории Балканского полуострова, севера Италии, восточной Германии, на юго-востоке Франции и в Карпатах. [9]

  • S. s. alfredschmidti
  • Salamandra salamandra almanzoris Müller and Hellmich, 1935
  • Salamandra salamandra bejarae Mertens and Müller, 1940
  • Salamandra salamandra bernardezi Gasser, 1978

Встречается в испанской провинции Астурия и на севере Испании.[9]

  • Salamandra salamandra beschkovi Obst, 1981
  • Salamandra salamandra crespoi Malkmus, 1983
  • Salamandra salamandra fastuosa (bonalli) Eiselt, 1958
  • Salamandra salamandra galliaca Nikolskii, 1918
  • Salamandra salamandra gigliolii Eiselt and Lanza, 1956
  • Salamandra salamandra hispanica Mertens and Muller, 1940
  • S. s. infraimmaculata
  • Salamandra salamandra longirostris Joger and Steinfartz, 1994
  • Salamandra salamandra morenica Joger and Steinfartz, 1994
  • S. s. semenovi
  • Salamandra salamandra terrestris Eiselt, 1958

Распространён на территории Франции и западной Германии.[9] Подвид отличается более мелкими средними размерами.[2]

Синонимы

До 1955 года название Salamandra maculosa (пятнистая) употреблялось в качестве официального научного названия вида.

Охрана вида

Огненная саламандра занесена в Красную книгу Украины и отнесена ко II категории (уязвимые виды).[10] В Европе вид находится под защитой Бернской конвенции по охране европейских видов дикой фауны и их мест обитания, заключённой в 1979 году (указана в приложении III — «Виды животных, подлежащие охране»).[11]

Огненные саламандры в культуре человека

Огненная саламандра всегда привлекала к себе большое внимание со стороны человека во многом благодаря своему необычному внешнему виду. Известны мифы и легенды связанные с огненной саламандрой, её изображение используется в качестве символики.

В 2003 году на Украине Национальным банком была введена в оборот памятная монета «Саламандра», посвящённая огненной саламандре — единственному виду саламандр, который водится на Украине. Монета изготовлена из золота, её номинал равен двум гривнам.[12][13]

Источники

  1. Описание и ареал распространения(англ.) на сайте Global Amphibian Assessment
  2. 1 2 3 4 5 6 Писанец Е. М. Амфибии Украины (справочник-определитель земноводных Украины и сопредельных территорий). — Киев: Зоологический музей ННПМ НАН Украины, 2007. — С. 58-66. — ISBN 966-02-4176-3
  3. Описание вида(англ.) на сайте AmphibiaWeb
  4. «Ядовитые амфибии Часть 3. Танцующая в огне» на сайте Bufo-do Путь жабы
  5. Б.Н. Орлов, Д.Б. Гелашвили, А.К. Ибрагимов. Ядовитые животные и растения СССР: Справочное пособие для студентов вузов по спец. «Биология». — Москва: Высшая школа, 1990. — 272 с. — ISBN 5-06-001027-9
  6. Описание вида(англ.) на сайте Animal Diversity Web Университета Мичигана
  7. Зенкевич Л.А. Земноводные и пресмыкающиеся // Жизнь животных. — Москва: Просвещение, 1969. — Т. 4.
  8. 1 2 Сосновский И. П. Амфибии и рептилии леса. — Москва: Лесная промышленность, 1983. — С. 26-30.
  9. 1 2 3 Справочник по подвидам огненной саламандры(англ.) на сайте Caudata.org
  10. Список названий животных, занесённых в Красную книгу Украины
  11. Текст Бернской конвенции(англ.)
  12. НБУ вводит в обращение памятную монету «Саламандра» номиналом 2 гривни
  13. Описание и фото памятной монеты на сайте Национального банка Украины

Ссылки

Смотреть что такое «Саламандра обыкновенная» в других словарях:

  • Обыкновенная саламандра — ? Огненная саламандра Научная классификация Царство: Животные Тип: Хордовые Класс: Земноводные Отряд …   Википедия

  • Семейство настоящие саламандры —         В последнее время хвостатых земноводных разделили на несколько семейств. К первому из них, настоящим саламандрам, относится большинство хвостатых гадов, хотя не самые своеобразные виды. Саламандры отличаются следующими признаками: по… …   Жизнь животных

  • Фауна Израиля — Фауна Израиля  один из основных компонентов природы Израиля. В Израиле обитают свыше ста видов млекопитающих, свыше ста видов рептилий, более 200 видов птиц (только постоянно гнездящиеся виды, с перелётными более 500 видов)[1] и около… …   Википедия

  • Список позвоночных, занесённых в Красную книгу Германии — Список видов, занесённых в Красную книгу Германии, том первый  позвоночные (нем. Rote Liste gefärdeter Tiere, Pflanzen und Pilze Deutschlannd // Band 1: Wirbeltiere), изданный при участии Bundesamt für Naturschutz в 2009 году. В издание …   Википедия

  • Список земноводных Украины — включает виды класса Земноводные, распространённые на территории Украины. В настоящее время на территории Украины отмечено 20 видов. Содержание 1 Список видов 1.1 Отряд Хвостатые (Caudata) …   Википедия

  • СССР. Животный мир —         В связи с большим разнообразием условий, как на суше, так и в морях и со значительным протяжением территории с С. на Ю. и с З. на В. животный мир СССР весьма разнообразен. Вместе с тем из за северного положения большей части территории… …   Большая советская энциклопедия

  • Список земноводных Европы — включает виды класса Земноводные, распространённые на территории Европы. Содержание 1 Отряд Хвостатые (Caudata) 1.1 Семейство Протеи (Proteidae) …   Википедия

  • Буковый лес — Буковый лес  лес с преобладанием бука …   Википедия

  • 41_ТАБЛИЦА_41 — ЗЕМНОВОДНЫЕ. Безногие: 1 цейлонский рыбозмей (Ichtyophis gluttnosus), самка, обвившаяся вокруг яиц в норе, 2 кольчатая червяга (Siphonops annulatus) Хвостатые: 3 полосатый сирен (Pbeudobranchus striatus); 4 европейский протей (Proteus anguinus),… …   Биологический энциклопедический словарь

  • земноводные — (амфибии), класс позвоночных животных. Кожа голая, богата железами. Сердце с 2 предсердиями и 1 желудочком. Земноводные  первые позвоночные, перешедшие от водного к водно наземному образу жизни. Личинки дышат жабрами, взрослые  лёгкими. Икру… …   Энциклопедический словарь

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий